неспешные рассуждения нужно начинать с того, что само по себе оно пробиться не может (ну правктически не может). Ибо несмотря ни на что мощности, которые падают на этом резисторе не столь высоки.
Причины пробоя могут быть следующие:
1. естественное старение материалов (тут без вопросов -ничто не вечно под луной).
2. Не правильная работа системы зажигания (пакетный запуск, удлиннёное время искры, повышенная мощьность на искре)
3. Попадание влаги, пробой изолятора свечи, коротыш на свече, не стандартный режим работы (неправильное давленине в камере сгорания, несоответствие качества смеси)
Из всего вышеперечисленного только пункт первый имеет отношение к самому резистору, остальное - в большей степени к свече, теоретически резистор и есть тот демфер, который призван спасти систему зажигания и машину при выходе свечи из строя. Есть ещё одно назначение этого резистора, но я никак не могу доступно сформулировать обьяснение. В кратце смысл примерно такой - система катушка - зазор свечи - саморегулируемая, т.е энергия в катушке будет нарастать до тех пор, пока разница потенциалов на электродах свечи не достигнет потенциала пробоя диэлектрического зазра свечи (в камере сгорания под давлением это напряжение больше, чем на обычном воздухе). Для того, чтобы это напряжение не было МЕНЬШЕ 2/3 энергии катушки - ставится это балластное сопротивление. В некоторых случаях применяют просто углеродные провода с высоким сопротивлением на малых токах и напряжениях. все остальные прелести этого сопротивления .... побочны.
Т.е. основные назначения:
1. Демпфирование тока разряда (отсюда побочное явление - ослабление эффекта Тесла на проводах - следовательно снижение в разы радиопомех), которое к тому же выравнивает дугу и удлинняет время её жизни.
2. Защита выходного каскада зажигания и катушки при пробое или замыкании в свече.
3. Установка минимального порога энергии разряда.
Всё, при этом самое главное назначение - именно первое.
Как правило прогар или пробой этих резисторов - это следствие, а не причина ....
Что происходит с искрой при его пробое :
1. падает энергия разряда , так как достижение некоторого U пробоя наступает раньше, чем в катушке накопилось достаточно энергии.
2. Дуга становится более "острой" , короткой с большими потерями на эффект Тесла.
3. Свеча начинает греться и умирать на глазах, ибо тепловыделение при недемпфированном разряде гораздо выше ...
Феномен чёрного нагара пробоем резистора наверно обьяснить не получится, но надо послушать что скажут другие электроны по этому поводу ....
ЗЫ: Я думаю что при попадании влаги скорее умрёт сама свеча, а не резистор ... отсюда пробой юбки и всё остально еперечисленное.
Для тех кто захочет сказать что на старых машинах резисторов не было, и всё прекрасно работало заранее отвечу - БЫЛО, такие сопротивления стояли даже на папином москвиче 1976 года выпуска, и я спалил не одно электронное зажигание самодельное , пока не вьехал что папик их выкинул ... Пришлось покупать и ставить назад .... заодно перестала свистеть магнитола .... в некоторых моделях авто я встречал это сопротивление установленным сразу в трамблёре -т.е. одно на все цилиндры, но ОНО БЫЛО. А на тех двигателях, когда его ещё действительно не было .... не было и таких оборотов и таких энергий на свечах .... ибо даже октановое число применяемого бензина было не высоко, а следовательно камеры сгорания работали на гораздо более низких давлениях :-)