Доброго всем времени суток!
Тут как-то поднимался вопрос по зазору и др. параметрам свечей, но остался без ответа.
Так вот, хочу вставить свои пять копеек в тему о выборе свечей. Может кому-то пригодится.
Когда-то я занимался изготовлением самодельных блоков зажигания для отечественных авто и по ходу вникнул в физику зажигания и сгорания смеси. Кое-что еще помню.
В кратце это выглядит так:
- чем меньше зазор, тем надежнее запуск в холодное время (воздушно-топливная смесь работает как изолятор).
Но, меньший зазор образует меньшую область первоначального воспламенения, смесь будет медленнее разгораться и на больших оборотах двигатель разовьет чуть меньшую мощность.
- чем больше зазор, тем быстрее сгорание смеси, тем большую работу произведут расширяющиеся газы.
Но, больший зазор требует большего напряжения для его пробоя. Это напряжение вырабатывает катушка зажигания (в простонародии - бабина). Причем каждая дополнительная десятая доля миллиметра зазора добавляет около тысячи вольт.
На каждой нашей свече надета своя миниатюрная бабина (высоковольтный автотрансформатор). Со временем температурные перепады, вибрации, агрессивная среда ухудшают изоляционные свойства материала бабины. Как мне помнится, при зазоре 1,3 мм, напряжение тысяч под 20 там разгуливает по "слегка" не чистым поверхностям колпачка и свечи, по микротрещинам изоляторов. Вспомним: - чем меньше зазор, тем меньше это напряжение, тем меньше опасность электрического пробоя не там где надо!
У искры есть еще такой параметр как энергия искры, в миллиджоулях измеряется. Эта энергия тем больше, чем мощнее бабина (толще провод обмотки, лучше магнитопровод) и чем меньше зазор. От ее величины также зависит скорость сгорания смеси.
Вывод делаю такой: только уменьшение зазора свечи с 1,3 до 1,1 ни к чему плохому не приведет и даже слегка продлит жизнь бабин. Может чуточку (на 0,1 л.) ухудшит экономичность. Зато чуть вернее будет запуск на морозе.
В двигателях с 2007 года думаю увеличили энергию искры более мощными бабинами, поэтому стало возможным уменьшить зазор с 1,3 до 1,1 мм.
И тем самым повысить надежность двигателя через уменьшение напряжения пробоя.
Ну а на ресурс свечей конечно же влияет материал электродов. Чем он дешевле, тем быстрее выгорает и тем быстрее изменяется зазор в сторону увеличения. Иридий хорошо противостоит плазме искры и зазор остается неизменным до 100 000 км.