Диагностика шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов)
Неисправности шарниров редко проявляются внезапно. Обычно ШРУС начинает предупреждать о плохом состоянии заранее. При поворотах с большим выворотом колеса и с разгоном слышатся характерные стуки в такт с вращением колеса. Иногда стуки бывают при повороте только в одну сторону, причем необязательно, что при правом повороте стучит правый ШРУС, а при левом - левый. Если при этом чехлы без повреждений, шарнир наверняка придется заменить. Резкие стуки с «закусываниями» шарниров и дерганиями автомобиля при резких поворотах говорят о сильных повреждениях ШРУСов.В принципе, если пыльник цел и внутри ШРУСА нет воды и песка, можно ездить некоторое время и с хрустящим ШРУСом. И достаточно долго.
При проведении диагностики на автомобиле необходимо:
1. Сжать гофры защитных чехлов для выявления трещин, выдавливания смазки через разрывы и из-под хомутов.
2. Вывесить колесо, надежно застопорив автомобиль от движения. Завести двигатель, включить первую или вторую передачу и на небольших оборотах прослушать ШРУСы, при повороте колеса до упора прослушивается наружный шарнир, при прямом положении колеса - внутренний. Такая диагностика позволяет выявить серьезные повреждения ШРУСа.
3. Проверить зазор в шлицах при угловом перемещении шлицевого вала относительно шарниров.
Диагностика в разобранном состоянии:
При разборке шарнира все детали необходимо промаркировать, чтобы при сборке установить в прежнее положение. Шарики вынимаются после разворота обоймы относительно корпуса на максимальный угол (при этом шарнир должен быть отсоединен от вала). После тщательной промывки деталей производится их осмотр.
На внутренних сопрягаемых поверхностях корпуса допустимы следы незначительного износа в виде отполированных пятен. При наличии в канавках (обычно в средней части) углублений размером более 1 мм шарнир необходимо заменить. Наличие в канавках корпуса задиров, прихватываний, сколов недопустимо.
В канавках обоймы допустимы следы износа в виде заполированных участков. Если при этом в канавках имеются углубления размером более 1 мм, шарнир неисправен и требует замены. При наличии, в канавках задиров, участков с мелкими точками усталостного выкрашивания, сколов на краях,прихватов дальнейшая эксплуатация шарнира недопустима.
При осмотре сепаратора необходимо обратить внимание на наличие трещин, которые могут располагаться между окном и торцом. Любое подозрение на начинающуюся трещину — повод для замены шарнира. Выработка в торцах окон сепаратора в виде лунок от шариков недопустима — перекатывание шариков по окну и попадание в лунки вызывает стуки. Допустимы лишь натертости на торцах окон без ощутимых углублений. Естественно, что при задирах и следах прихвата шарнир надо заменить.
При наличии вышеуказанных дефектов шарнир необходимо заменить в сборе, недопустимо заменять отдельно корпуса, шарики, обоймы и сепараторы, пытаться собрать один шарнир из нескольких (в ШРУСах можно заменять на новые только лишь защитные чехлы, хомуты и стопорные кольца).
При сборке шарнир заполняется специальной смазкой, содержащей графит (применение других смазок, не предназначенных для ШРУСов, недопустимо, т.к. может привести к их разрушению на ходу). Необходимо тщательно
промазать смазкой внутренние гофры чехла, смазка послужит временной защитой от пыли и воды при микротрещинах резины и покажет место повреждения - на наружной поверхности чехла появится жирное пятно.
Перед затяжкой хомутов чехол следует немного поджать, чтобы выпустить воздух, чехол не должен быть надутым.
После сборки проверить легкость качания ШРУСов.