Автор Тема: Удивительное рядом или путешествие в прошлое ... или как-то так...  (Прочитано 2401 раз)

Оффлайн Термит

  • Герой форума
  • *****
  • Сообщений: 1478
  • Владивосток - Лучший Город Земли!
    • Просмотр профиля
В одно из прошедших воскресений, совершенно спонтанно, решил, а что бы мне не прокатиться, по старой рокадной (крепостной) дороге, связывающей  7 крупнейших в мире фортов и множество  других  сопутствующих сооружений - пояс уникального комплекса, главной линии обороны Владивостокской крепости, возведенный на окружающих город сопках, от Амурского до Уссурийского залива.  В чате обмолвился о прогулке с Alexoм. А он и предложил: «А что бы тебе не написать об этом?» И действительно.. Только начинать придется издалека,  иначе не многие поймут, о чем это я тут, вообще?

Сходу КДВП, для привлечения внимания. :)

Год назад, один из моих друзей, купил квартиру,  и придя к нему на новоселье, я обнаружил такой замечательный вид, из окна его кухни. Не снять просто не мог, ибо тема для меня не безразличная.



А теперь немного теории.

 Владивосток город крепость, и многие, читающие,  представили высокие крепостные стены, башни с частоколом и земляным валом. Возможно, оно так и было бы, будь город основан не в 1860, а хотя бы, века на два ранее. Но, политическая ситуация, когда Китай, как государство стал ничтожен, помноженная на  старания воистину государственного человека  и гражданина, генерал-губернатора графа Муравьева-Амурского, позволило поставить жирную точку, в восточных завоеваниях России, основав пост Владивосток, только в конце 19 века.

А в это время, с развитием нарезной артиллерии и массовых армий, на смену, крепостным стенам, башням, бастионам пришла система отдельных фортов, расположенных на командных высотах, которые, будучи внешне изолированными, могли бы поддерживать друг друга артиллерийским огнём. Промежутки между фортами оборонялись полевыми войсками, позади фортов тоже находилась армия. Первые форты имели пятиугольную форму. Каменной или кирпичной кладки они не имели, каменную облицовку имели лишь стенки рвов – эскарп и контрэскарп.

Оборона рвов велась огнём из специальных казематированных построек – капониров, полукапониров,  кофров. В центре форта на высоком валу устанавливались тяжёлые артиллерийские орудия дальней борьбы. На более низком земляном бруствере устраивались позиции для стрелков и площадки для лёгких противоштурмовых орудий ближнего боя. Все постройки выполнялись из кирпича, либо камня и соединялись подземными ходами.

В 90-е годы ХIХ века кирпич заменили бетоном и усилили, все уже имеющиеся кирпичные постройки.
Поэтому, среди сооружений Владивостокской крепости не найти, ни стен с башнями, ни бастионов, ни морских фортов с многоярусным размещением артиллерии.

А что же было? Карта ген. плана Владивостокской крепости (1916 г.), материковая часть. Любезно мной позаимствованная на  сайте KFSS.ru, и чуть дополненная.



Здесь в более крупном разрешении. http://s61.radikal.ru/i174/1302/3b/294db104b9f2.jpg

Легенда карты такова:

Коричневые метки: береговые батареи, противодесантные капониры, полу капониры, пороховые погреба, вспомогательные сооружения.
Розовые: укрепления, люнеты, редуты, опорные пункты.
Красные: форты
Красная змейка: вторая линия обороны крепости, укрепления проекта 1899года
Зеленая: собственно рокадная дорога, и одновременно первая линия обороны, проекта 1910года
Фиолетовое пятно: границы города на 1916й год
Голубое: сегодняшние границы Владивостока.

Вроде нечего не упустил.

Надо отдать должное нашему бухавшему,  первому президенту, но только при нем в 1995 году Владивостокская крепость, наконец-то получила статус памятника федерального значения, сегодня в той или иной степени, сохранилось  более 120 объектов крепости,  все они  включены в каталог памятников истории и архитектуры и официально охраняются государством. Владивостокская крепость, так же включена и в перечень уникальных исторических объектов ЮНЕСКО.

Возникает вопрос,  зачем надо было превращать Владивосток в крепость?

В связи с  удаленностью Владивостока от митрополии, малонаселенностью территории, и тем, что переброска войск даже, из Сибири на тот момент, была достаточно затруднительным делом. А вокруг, если не враги, то заклятые друзья.
Господином Унтирбергером заведующим инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа, в 1878г было, предложено, доставить современные артиллерийские системы, построить мощные долговременные укрепления, которые обеспечивали бы круговую оборону города, и сосредоточить в нем достаточное количество войск с соответствующими запасами. Таким образом, именно он и является «отцом прародителем» Владивостокской крепости.

В 1889г. на береговой батарее мыса Голдобина был поднят кайзер-флаг - Владивосток получил статус крепости. От сооружений 1889г  мало, что осталось, они либо были включены в новые оборонительные обводы последующих проектов, либо утрачены полностью, под городской застройкой.
 Из известных мне артефактов того периода, был пороховой погреб укрепления «Встречного», на горе Встречной.  Само укрепление было уничтожено, достаточно давно, в период застройки горы, но оставался погреб, долгое время использовавшийся как бомбоубежище мед. Института.
Но в 2006м году, и он был разрушен в ходе незаконного строительства. Как положено, поднялся шум, возбудилась прокуратура, но было уже поздно. За неимением, своих фотографий:

Фото 2006года, взятое мной, с сайта Авиапоиска.



Состояние сейчас. Взято у KFSS.ru.



Там же на сайте KFSS. Я увидел эту фотографию.



Такие же столбики установлены и на рокадной дороге, интересно его увидеть, почти в центре города. Летом облазил, всю гору, но так и не нашел. Фотография на сайте, как я понял,  2010г. Но с тех пор на склоне, горы добавилось элитных  высоток…

Проект первого долговременного сухопутного обвода (вторая линия обороны) Владивостокской крепости был разработан в 1899. Общее направление линии сухопутной обороны проходило от Амурского до Уссурийского залива, поперек п-ова Муравьева-Амурского на расстоянии 3-5 км от бухты Золотой Рог и представляла собой ограду из сплошного вала и рва, прерываемую рядом долговременных опорных пунктов фортов, редутов, укреплений, батарей. Морские подступы к Владивостоку защищали береговые батареи. Они были выполнены в долговременном варианте: бетонные брустверы и разделительные траверсы между орудийными двориками, в которых устанавливали убежища для артиллеристов и хранилища припасов.

Сооружения этого периода постройки, практически аналогичны, укреплениям в Порт –Артуре (Люшуне). Мне повезло в прошлом году пробыть там три месяца, и исходить вдоль и поперек, окрестные горы, что по возвращению и всколыхнуло интерес, к своим, родным. Разрабатывались и Порт-Артурские, и Владивостокские укрепления под руководством одного и того же инженера, полковника К.И. Величко, и имели общие недостатки и просчеты. Крепостной обвод, практически вдоль городской черты, основными  укреплениями  обоих  крепостей, стали видоизмененные, полудолговременные  форты  Буйницкого, в которых с целью экономии средств, частично или полностью отсутствовали некоторые элементы первоначального проекта, что снижало их обороноспособность. К тому же теоритический форт Буйницкого проектировался, для равнинной местности и,  во Владивостокский, как и в Порт-Артурский горный рельеф, не очень вписывался. Тем не менее, крепостной обвод  1899года был,  завершен, и Владивостоку был официально присвоен ранг военно-морской крепости.

ХХ век, в особенности  50-80е годы,  не пощадил  укрепления  второго крепостного обвода, оказавшиеся в  пределах интенсивного, жилищного и промышленного строительства,  укрепления сильно пострадали. В советский период, отношение к наследию крепости, было чисто утилитарное, все что не вызывало интерес  у военных, и не могло быть приспособлено  под  другие хоз. нужды, ценности не имело и не церемонясь, сносилось.  В итоге что-то было полностью утрачено, люнет №2, люнет №3 ,целый ряд береговых батарей.

Либо в разной степени, повреждено, оказавшись в центре жилых микрорайонов. Сейчас в относительной сохранности находятся только временное  укрепление  №1,  форт  Графа Муравьева-Амурского, Саперный редут №4 и  форт  Графа Суворова. Сильно повреждены городской застройкой временное  укрепление  №2 и редут №5. Практически полностью уничтожены: Люнет №1,  форт  Линевича.

Береговые батареи, это отдельная тема для большого поста. К 1912 году в состав крепости их уже входило около 50ти. Но и сконцентрироваться сейчас, только на сухопутном отделе, было бы тоже не интересно, крепость то у нас военно-морская. :) Поэтому начну с  береговых батарей.

Из  грустного.
Яркий пример полностью  утраченного, береговая батарея  «Иннокентьевская» №317.

Батарея была одной из батарей линии, прикрывавшей Владивосток со стороны Амурского залива, и была рассчитана на  шесть 6-дюймовых пушек Канэ. Была разрушена при строительстве учебного корпуса морского университета в 60е.

Освящение батареи 1900г.



Вид батареи 1923год



Последнее фото  60х годов.



Береговая батарея «Саперная» №318, на Эгершельде. Была рассчитана на четыре 10-дюймовые и две 57-мм скорострельные береговые пушки Норденфельда Так же была практически полностью уничтожена, при строительстве средней школы, в настоящее время сохранились только два орудийных дворика 57-мм пушек, и пороховой погреб.  Находится на баскетбольной площадке школы.  На радость малолетним вандалам. Внутренние помещения завалены мусором.  







Есть батареи, которым повезло больше.

Самая раскрученная и гламурная батарея «Безымянная» № 319 в бетонном варианте, была закончена 1901г. Была вооружена,  девятью 9-дюймовыми береговыми пушками образца 1867 года и четырьмя 57-мм скорострельными пушками Норденфельда.  Правда тоже не избежала потерь, в 1970х при строительстве корпуса ТИНРО, уничтожен дальномерный павильон, сдвоенный блок для скорострельных пушек и два орудийных барбета с двумя казематами.
Но то,  что для многих стало фактором конца, для «Безымянной» стало спасением. Расположенная в историческом центре, на одной из главных, туристических набережных, в 1996м стала музеем «Владивостокская крепость».  Во внутренних, казематированных помещениях, расположена, не плохая экспозиция истории крепости, Приморья, береговой обороны, советского периода. Но, мое мнение, музей несколько лубочный, все смешано в кучу, территория заставлена разно-периодными, вооружениями к крепости отношения не имеющим, вплоть до ракетных установок и БТРов, место которым, скорее в Музее «ТОФ». Не радует, так же наклеенный, сверху бетонных казематов, толь. Что поделаешь, капитализм, надо зарабатывать деньги. :-(

Только за это лето, я четырежды был в музее, с гостями, в том числе и с немецкими товарищами. И с удивлением обнаружил, что фотографий этого места у меня почти и нет.











В этом году была построена пафосная лестница, прямо на набережную.



Чуть-чуть старых фото. Слева не сохранившийся сегодня, дальномерный павильон.



Фото, времен интервенции, собственно на стволе – интервент.



А это фотопанорама Семеновского ковша, батарея в левом углу на возвышенности.



И… пока перебирал, фотографии наткнулся на себя, образца 13ти летней давности.  на батареи нет еще ни брусчатки, ни асфальта.



В 1997м на батарее, восстановлена традиция полуденного выстрела.

Не такие гламурные.

Береговая батарея «Поспеловская» № 376 . Расположена на мысе Поспелова. Строительство было закончено к 1899году. Рассчитана на четыре 57-мм скорострельные береговые пушки Норденфельда. Сохранились орудийные позиции с подземными пороховыми погребами. При строительстве моста на русский, прилегающая  территория расчищена и сделана небольшая косметика бетонных частей.

 



Киотный столб

 

Каждая береговая батарея имела свой киот с иконой.  

Такой вариант  киота,  батареи «Великокняжеская» №369


 
Береговая батарея «Новосильцевская»  № 375. Закончена в 1901-02годах. Была рассчитана на шесть 6-дюймовых пушек Канэ в 45 клб. и две 57-мм береговые пушки Норденфельда. Ей сказочно повезло,  находясь, на «гостевой трассе» ее осенью отреставрировали, установили макеты орудий стоявших на вооружении батареи. Посещена,  мной на днях, но правда не нашел, ни дальномерный павильон, ни убежище прожекторов.??  А они есть…

Эту фотокартинку  я позаимствовал из интернета, очень уж хороший ракурс. Правда так и не понял, с какой точки, она так снята.







Главный калибр.



Киот под икону.
   


Орудийный дворик.



Ниша командира взвода на траверсе.




Знаменита тем, что на ней  в 1903 году присутствовал с инспекцией,  сам военный министр генерал-адьютант А.Н. Куропаткин.



И наверно последняя на сегодня, береговая батарея «Ларионовская на пике» №350. Расположена на о. Елена, между материковой частью города и о. Русский, на вершине горы Ларионова.  Когда-то Елена и была частью о.Русского, но после прокладки прямого канала из Босфора Восточного в Бухту Новик стала островом.  Строительство батареи, закончено в 1902 году, была вооружена восьмью 6-дюймовыми пушками  Канэ в 45 клб. и двумя 57-мм скорострельными береговыми пушками  Норденфельда

Собственно на маленькой Елене целый комплекс батарей. Батарея № I "Ларионовская Южная", Батарея № III "Ларионовская Северная", Батарея «Ларионовская Северная Скорострельная», Батарея «Ларионовская Уступная», все они сохранились в разной степени.
Пять лет назад, я с сотоварищи,  бомжевал на Елене две недели. :) И мы обследовали, весь остров вдоль и поперек.  Там и помимо батарей много интересного.  Но ограничимся «Ларионовской на пике».

Внизу бухта девятка, последний катер  и палатки наши.



Прекрасно сохранился дальномерный павильон.



и две полубатареи с орудийными двориками и казематированными пороховыми погребами. Правда, восточная полубатарея, недоступна, там пост гидрографической службы.



Сохранились, родные бронедвери, частично механизмы подачи снарядов (была фото, но не могу найти) и другие металлические элементы.



Бонусом, долговременный крепостной туалет.  Стоит более ста лет. И сегодня, запросто смог бы, при необходимости стать огневой точкой . :-)






И уже,  что бы совсем закрыть тему батарей. Один недавний скандал.

http://www.newsvl.ru/vlad/2012/09/28/103968/

не вдаваясь в подробности в ссылке все есть, скажу только, что поднятый шум, в котором приняли участие и блогеры,  и диггеры, и журналисты, и просто горожане, еще до окончания следствия, компания виновник была готова, все восстановить. Даже, попыталась на скоро, это сделать сама, что было бы худшим  из вариантов. Сегодня есть шанс получить еще один объект,  в прекрасном состоянии, в конце осени, за полную реставрацию взялись профессионалы. Поживем, увидим.









 А батарея №309 «55-й высоты» уникальна,  она строилась в 1904-05 годах, уже после обстрела японской эскадрой Владивостока. Был такой факт, 22 февраля 1904года, японская эскадра, подошла со стороны Уссурийского залива, и из зоны недоступности, для наших батарей, выпустили 200 снарядов (правда без какого-то результата, скорее психологический фактор) и безнаказанно ушли. Когда наша эскадра вышла из Золотого рога, японцев и след простыл. Обстрел показал просчеты в планировке, те батареи, что были на прямой наводке, просто не обладали, необходимой дальностью стрельбы те,  что обладали, оказались в мертвой зоне. Плюс просчеты нашей контрразведки, японцы прекрасно знали TTX батарей, и точно заняли то место, где были неуязвимы.
Так вот батарея «55-й высоты», со  своими 10ти дюймовыми пушками,  была одной из батарей, призванных решать выявившуюся проблему Уссурийского залива. Батарея построена по переходному проекту батарей начала ХХ века. Таких батарей в крепости было две, но батарея «55-й высоты» максимально сохранилась в первоначальном виде, вторая же была в последующем сильно перестроена.
  С момента упразднения крепости в 1922году, и демилитаризации Владивостока,  батареи были в заброшенном состоянии,  до начала 30х, когда новая власть, стала воссоздавать береговую оборону Владивостока.

Схема, расположения батарей береговой обороны на 1942 год.  Схема из музея «Владивостокская крепость».
Из схемы видно, город  и все южное приморье с моря,  не преступно! Что думаю, тоже сыграло свою роль, за  отказ Японии напасть на СССР, во вторую мировую войну. Но это уже другая история.



Думаю, хватит для первого раза. :)
Если будет интерес,  я продолжу, про сухопутный отдел крепости и основные ее сооружения, линию 1910года, ну и про рокаду, :) с которой все началось.
 
Р.С. долго думал, куда это постить,  в «Mой город» или сюда. Решил сюда.
« Последнее редактирование: Фев 12, 2013, 11:27:10 pm от Термит »
*RNM12~QR20~G NAVI PACK 70th~4WD~2003/10*

Оффлайн AntonP

  • Герой форума
  • *****
  • Сообщений: 1064
  • Официальный техосмотр. Все категории. Страхование.
    • Просмотр профиля
    • Полезные услуги и товары для всех
Читал с удовольствием. Спасибо. Продолжай, пожалуйста.
Toyota Voxy 2010 4WD TranceX ( Picnic)

Оффлайн leffsha

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 418
    • Просмотр профиля
Очень понравилось. Начал задумываться, на сколько плохо знаю я свой город. Спасибо.


Nissan Liberty Rider   2002г.  QR20 RM12

Оффлайн Anton

  • Administrator
  • Герой форума
  • *****
  • Сообщений: 4131
    • Просмотр профиля
  • Мой авто: Nissan Liberty
  • Маркировка кузова: RM12
Интересный и познавательный рассказ. Нечто подобное происходило и в Крыму.

Оффлайн PatrOlII

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 416
    • Просмотр профиля
Респект и уважуха, когда всей душой и сердцем болеют за родной город!!!!