Кстати, наверное я мало написал про дорогу...
В целом дорога хорошая по всей протяженности. Крупных ям мы не встретили нигде, ни на территории России, ни в Украине, за исключением проезда короткого участка в пару км по Харькову. Мелких ямок тоже достаточно мало, в основные дефекты покрытия это трещины, стыки старого и нового асфальта (дорожных работ и перед и после нашей поездки ведется довольно много). Отдельно отмечу М51 на территории Татарстана, Оренбуржья, а также М5 от Сызрани и до Тамбова - основной и самый досадный дефект - глубокие колеи в асфальте - палящее солнце и фуры просто плавят его и вминают до образования 5 сантиметровой колеи. Ехать неприятно, особенно обгонять, но не смертельно. Самым плохим участком дороги помимо приграничного от Красноярска до Мариинска считаю участок М5 перед Самарой - много латок, нашлепок, трещин и стыков, а также очень много фур и запрещающей разметки. Даже Ишим-Курган лучше гораздо в этом плане.
Все вышеописанное относится к хорошей и сухой погоде. Как только начинает идти дождь, то 5 минут назад хорошая дорога превращается в тяжелую - по колеям скапливаются потоки воды и машина плохо управляется (в одном месте перед Белгородом я даже съехал на обочину во время сильного скоротечного ливня). Все дефекты полотна становятся невидимыми и соответственно их не обрулить, да и просто тяжело ехать в дождь по такой трассе как М5 с плотным трафиком.
В принципе, не ожидал такой дисциплинированности от участников движения на трассе, больше 100 едут единицы, обгоны - сплошную соблюдают от Белгорода до Кемерово точно
моргают-предупреждают в 90% но вот фуры... ну ладно, многие помогают обогнать и пропускают, но многие и несутся обгонять когда поток идет 80, или 70 км/ч. Куда спрашивается на 2-полоске? Выпрется такая махина и повышенную втыкает и кааааааатится параллельно. Вот тут, простите, очко играет у встречки - успеет или нет
Или еще о фурах - зачем идти с расстоянием до следующей фуры в метр, при этом колонной из 10 машин и со скоростью 70-80 км/ч на 2-полоске? Такое ощущение что сговорились по рации прокатиться и чисто поржать, как остальная масса водителей сзади пытаются обогнать колонну, при этом, при попытке обогнать и вклиниться - сердито гудят и моргают фарами. Вы чего мужики? Я понимаю, спать охота, места на стоянке занять, но легковухи то тут причем?
А так - есть вежливость
А ваще ИМХО - самый страшный авто на трассе - Камаз груженый, во-первых ползет медленно всегда, во-вторых при этом как правило выбрасывая тучу сажи слева от себя - встречку не видно, мы даже не удивлялись и не злились уже когда на очередном подъемчике скорость потока падала до 50 - даже гадать не надо - впереди МАЗ или Камаз. В-третьих - ни один камазист дальнобой не помог с обгоном, как будто обижены на весь мир. Кстати - фуры иномарки прут в любую гору при желании и 80 и 90, даже груженые. Ну и случиться с Камазом может все что угодно в любую секунду - не раз и не два мы встречали помершие прямо на дороге Камазы...
Разметка.
Практически везде четкая, понятная и к месту, за исключением как раз участка Омск-Курган, а также части Новосибирской области. Кстати, к НСО больше всего претензий к знакам ограничения, их не по делу много, такое ощущение что они покинуты... А от Воронежа до Шебекино - наоборот, такое ощущение что на знаках экономят - ограничения зачастую просто нарисованы на асфальте, и не дублированы придорожными знаками, так что надо быть внимательными, особенно перед постами в том месте. Но конечно, лидер тупизны - Оренбуржье и Татарстан, правда сразу скажу что это лишь пара сотен километров, зато свирепые гайцы будут поджидать вас именно там... В остальном - все четко.
Гайцы.
Их бездумность и жажда наживы на трассе мне кажется немного преувеличены. Они абсолютно не обращали внимание на наши машины, даже из спортивного интереса, конечно мы и повода не давали, однако это по дороге "туда", обратно то я шел несколько быстрее, правда везде где были опасные участки скорость сбавлял, однако ограничения соблюдал не все - уже знал где и что ждать от трассы. Так вот "не по делу" среагировал только молодой лейтенант на посту в Кургане в 3 утра. Но ограничился только проверкой документов, а когда увидел заспанную жену и вовсе быстро отдал документы и с улыбкой пожелал счастливо доехать
И вобще, за исключением вышеупомянутых 2 областей, гайцев я видел только в действительно опасных местах, и собирали они в основном смертников-встречников (их было мало), низколетящих, или просто томно следили за движением, а также когда возвращался, между Тамбовом и Воронежем в кувет рухнул автобус с 70 пассажирами. Мы так и не поняли, были жертвы или нет, но гаишники не просто перекрыли движение, они ходили от машины к машине, спрашивали все ли в порядке, нет ли у кого проблем (я так понял жара за 45-50 там аномальная, и всякие обмороки-солнечные удары на трассе ни к чему). Вобщем вполне доброжелательны они были везде. Даже те, Уфимские, что продали мне жезл за 500 рублей, никакой наглости, хамства и разводов, я на них абсолютно не в обиде
Связь.
У нас был с собой 2-симочный телефон, обе симки - МТС. Связь была далеко не всегда, мало того, отъехав от Воронежа в сторону Тамбова и дальше мы потеряли связь на целый день, более чем на 500 км! Ну и короткие участки потери связи на час-полтора тоже были по всей трассе. Не знаю как работал Билайн Антона, расскажет сам.
Питание и сервис.
В кафе мы заезжали примерно раз в день. Питание везде средненькое и дорогое, в основном все разогревается а не готовится, однако надо учесть вероятность, с какой мы попадали в кафехи, скорее всего по трассе множество приличных заведений, как раз в такое мы попали возле Жигулевска (рекомендую наполнять там термос их "фирменным" чаем на травах, но лучше сначала заказать "чайник на двоих" - попробовать, так как изо дня в день смеси трав разные), ну и общая рекомендация - выбирать кафе с кавказской кухней. Большая вероятность того что вкусно накормят - там. Поэтому общая рекомендация - покупайте по возможности в городах - в придорожных магазинах хлеб, колбасу и огурцы (помидоры просто тухнут на жаре), а также что то к чаю, сам чай заваривайте в термосе - кипяток обычно можно набрать в кафешках, он или бесплатен или стоит 10-15 рублей за литр. Нам хватало литрового термоса на 12-13 часов на двоих...
Самих сервисов, шиномонтажек по дороге не так уж и много - основная масса их между Белгородом и Уралом, дальше безлюдные просторы гораздо шире и сервис можно найти только в городе, а между ними как вы понимаете по 400-600 км...
Заправки.
Везде нам попадался хороший бенз. Лили только 92-й, на производителя внимания не обращали - лишь бы заправка посолиднее была и принимала Визу, однако об инциденте с заправкой Лукойл на западном спуске с Урала я говорил (она кажется вобще первая или вторая по ходу с правой стороны крупная заправка, в местечке с кучкой кафе и стоянкой для траков). На боратном пути с бензом я не парился, допускал уже 12-10 литровый остаток между заправками, но вот в ночь когда я проезжал участок Челябинск-Курган - очканул... примерно в 11 вечера мы проехали Челябинск, заправились, и после 2 ночи я привычно стал искать заправку. Но оказалось что заправщицы в том краю пофигистически дрыхнут! 3 подряд заправки с надписью "Виза" на стеклах оказались глухи к моим нуждам - ни стук в окно, ни зов в микрофон - этих тетерь не разбудило ничто. Сигналить я не стал ибо у стоянок как правило кучкуется много машин на ночлег, чего народ будоражить... В итоге на 4-й заправке мне повезло - оператор дрыхла прямо в кресле и проснулась от звука подъезжающей машины. И Виза работала, короче я залил полный бак и попер в родную Сибирь
Ни до ни после таких моментов небыло, в любое время суток мы заправлялись без проблем.
Багаж и быт.
С собой у нас была только китайская клетчатая сумка в багажнике (средняя, не "баул"), на заднем сиденьи прописались 3 одеяла - одно толстое пуховое - в качестве подушки, и 2 верблюжьих, а также сзади на полу мы держали термос, канистру с технической водой (ну там руки помыть), и пакет с продуктами. Там прохладнее всего и удобно тянуться с места пассажира. На ночевку располагались так - жена спала поперек на заднем диване, а я раскладывал полностью переднее пассажирское, при этом полностью придвинув его к торпедо, таким образом места мне вполне хватало, хоть ноги и не вытянешь... К тому же такая схема абсолютно не предполагает что либо двигать в салоне и перекладывать вещи, ведь их моет быть много... Да, кстати, на ночевках я ставил машину на беззвучную сигналку, двери закрывал, отключая датчик удара, вытаскивал ключи из замка и убирал с глаз. К томуже на двери изнутри облакачивал пустые банки от энергетиков с парой камушков внутри - если при открытии двери такая штуковина падает на асфальт или камешки в ночи - довольно громко... Ели чаще всего прямо в движении, весь мусор мы с женой собирали в пакет и выбрасывали на заправках в урны. В машине постоянно было пара литров минералки, термос чая, какиенить пряники, ну и колбаска с хлебом и огурчиками. Все, остальное мы брали из единственного обеда или ужина в кафе. Перед поездкой я приобрел раздвоитель прикуривателя с лампочкой микроподсветки, в него постоянно был воткнут навигатор и зарядка для телефона. Все, из удобств больше ничего небыло. Сам навигатор - 5" с картой Навител, висел прямо под салонным зеркалом, мне не мешал нисколько, зза исключением первых суток, когда из-за неправильной настройки он не ушел в ночной режим и слепил меня всю ночь. Навигатор - вообще необходимейшая вещь в таком путешествии. Ехать по атласам, по незнакомой дороге, да еще и ночью - считаю это был бы ад, а моя Тамара (так зовут голос озвучки в карте и так мы назвали сам приборчик
) вела нас и днем и ночью и в горах и в туман, только изредка сбиваясь на больших развязках, да и то быстро "одумывалась". К тому же очень удобно видеть - какая будет следующая развязкаЮ сколько до нее осталось, какой общий километраж "до цели" и особенная польза - навигатор проговаривает возможные опасные участки дороги и возможные засады гайцев, а также посты, ограничения скорости (не все конечно), лежачих копов, и еще много полезного, причем заранее.
Вот кстати, возможные варианты пути после Самары, мы выбрали "верхний" - синий путь, нижний - через Казахстан - вроде чуть короче, но из-за таможни даже не рассматривался.
Уфф... Пока все, если вспомню - дополню еще