Антифриз – это нечто, залитое в систему охлаждения двигателя, и основная задача этой жидкости – отвести тепло двигателя в радиатор, где охлаждающая жидкость остынет под действием набегающего потока воздуха. Обычная дистиллированная вода, залитая в радиатор, имеет несколько недостатков, а именно: кипит при температуре чуть более 100 градусов (из-за повышенного давления), не защищает систему охлаждения от коррозии и замерзает при отрицательной температуре воздуха, что грозит многочисленными бедами, так как вода при замерзании расширяется в объеме и может разорвать радиатор.
Поэтому стали применять другие жидкости, на основе гликоля (та же основа, что и для многих тормозных жидкостей). Проблема заключалась только в том, что гликоль вызывает сильную коррозию там, где соприкасаются электрохимические пары металлов, например медь и сталь. Поэтому в антифриз на основе гликоля добавляют различные антикоррозионные присадки.
При замене антифриза все эти тонкости нас не интересуют. Нам нужно промыть систему охлаждения дистиллированной водой, в случае, если мы меняем производителя антифриза, разбавить купленный концентрат дистиллированной водой в соответствии с инструкцией (обычно это 50% на 50% для получения смеси, которая замерзает при -40 градусах), залить все это в радиатор и прокачать жидкость в охлаждающей системе, чтобы избавиться от возможных воздушных пробок. Разбавлять концентрат водой необходимо, так как во-первых концентрация чистого антифриза выше 50% не имеет смысла в том плане, что антикоррозионные свойства получаются ничуть не лучше, во-вторых чистый антифриз имеет меньшую теплоемкость и будет не так эффективно, как это нужно, охлаждать двигатель в условиях очень жаркой погоды.
И теперь про смешивание антифризов. Сейчас наиболее распространены жидкости стандарта G11. Их основа – жидкости со страшными названиями типа моно-этилен-гликоль или менее токсичный моно-пропилен-гликоль. Цвет этих жидкостей обычно зеленый, синий или желтый. Подобные антифризы содержат фосфаты, нитраты и силикаты в качестве антикоррозионных и смазочных добавок. При смешивании различных антифризов стандарта G11 все зависит от концентрации этих присадок и, как правило, при концентрации добавок менее 250 ppm (миллиграмм на килограмм) проблем при смешивании не возникает. Раньше, когда концентрация присадок доходила до 1000 ppm и выше, при смешивании разных антифризов в итоге могло получаться отличное разноцветное желе.
Что же делать, если нужно долить антифриз без его замены и с минимальным риском выпадания осадка в радиаторе? Если этот вопрос возник летом, то однозначный ответ – нужно просто долить дистиллированную воду. Зимой лучше всего купить антифриз стандарта G12 или G12+. Это жидкости, цвета которых могут варьироваться от желтого до красного цвета. Но вообще полагаться на цвет антифриза нельзя, нужно всегда смотреть на маркировку. Антифризы стандарта G12 могут без опасений смешиваться друг с сдругом (антифризы разных производителей) и с антифризами стандарта G11 (независимо от концентрации в них присадок). В общем ярко-красный антифриз G12+ можно смешивать с чем угодно (но перед этим убедиться, что это действительно G12+, а не просто красные чернила).
Чем отличается тосол и антифриз?
Во-первых, нужно сразу уяснить различия между тосолом и антифризом. Антифриз - общее название охлаждающих жидкостей для автомобильных двигателей, а "тосол" - торговая марка отечественного антифриза. Из-за российского происхождения тосола многие предпочитают не заливать его в свои иномарки, и это зачастую оправдано - с тосолом больше вероятность купить подделку или просто некачественную жидкость. Впрочем, есть и много положительных отзывов о тосоле - здесь уже вопрос "тосол или антифриз" принимает черты вечных споров о вкусах. Но кроме субъективных мнений водителей, тосол и антифриз отличаются составом и эксплуатационными характеристиками. Тосол более агрессивен по отношению к каналам системы охлаждения, поэтому содержит в своем составе силикат, осаждающийся на стенках каналов и защищающий их от коррозии. Антифриз менее агрессивен и потому силиката не содержит. Поэтому смешивание тосола с антифризом или замена одного на другое без промывки системы охлаждения может привести к коррозии или к появлению осадка, забивающего каналы, ухудшению качеств охлаждающей жидкости как таковой.
Как разбавлять концентрат?
Для замены антифриза берется концентрат и разводится дистиллированной водой (которая покупается в аптеке или в автомагазинах). Как правило, разводят в пропорции 1:1 (в этом случае антифриз будет иметь температуру замерзания около -40), но на упаковке с концентратом обычно есть диаграммы соответствия температур и пропорции разведения. Перед покупкой, кстати, стоит проверить новый антифриз на соместимость со старым - смешать небольшое количество того и другого и посмотреть, не образуется ли осадок. И после сливания старого антифриза и промывки системы новый антифриз, собственно, и заливается.
Если нужна более низкая температура замерзания то смотрим график
(http://www.oilservice32.ru/upload/editor/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5/12.gif)
Меньше 30% воды лить уже нельзя потому как T замерзания резко растёт. Как уже писал выше этиленгликоль замерзает в чистом виде при -10 до -15.
[ATTACH=CONFIG]845[/ATTACH]
Как проверить температуру замерзания антифриза?
Если не знаешь что залито но надо проверить а менять не охота (или нет возможности) до надо купить в магазине обычный ореометр (такой плавающий в стеклянной колбе цилиндр), набрать в него антифриз и посмотреть плотность. Стоит такой прибор (советского образца) - 70 рублей.
В домашних условиях можно оценить температуру начала кристаллизации ареометром или рефрактометром. При этом надо помнить, что ареометром Вы измеряете плотность жидкости, а рефрактометром - показатель преломления жидкости. Для разных антифризов связь этих показателей с температурой начала кристаллизации различна, что связано с различием пакетов присадок, разница может доходить до 5 градусов.
Замер плотности надо производить лабораторным ареометром (с точностью 3 знака после запятой) при температуре жидкости 20°С. Если жидкость будет холоднее или горячее, то ее плотность изменится из-за температурного расширения, и замер будет неправильным.
(http://www.24aul.ru/large/167/837643.jpg)
Как понизить температуру замерзания антифриза?
Если вам по каким-либо причинам необходимо понизить температуру замерзания антифриза в своем автомобиле, то это можно сделать, заместив в системе охлаждения часть охлаждающей жидкости концентратом антифриза. При этом необязательно сливать всю жидкость, достаточно откачать ее некоторое количество из расширительного бачка.
Количество охлаждающей жидкости, которую следует заменить концентратом антифриза, можно рассчитать при помощи приведенной выше таблицы зависимости температуры начала кристаллизации от содержания концентрата.
Допустим в системе 8 литров ОЖ. Допустим температура замерзания -40 градусов (-38 реально). Т.е. залит концентрат/вода в пропорции 50/50. Другими словами 4 литра концентрата и 4 литра воды.
Берём 1 литр концентрата. Откачиваем из системы 1 литр антифриза. Т.о. у нас в системе осталось 3,5 литра концентрата и 3,5 литра воды (50/50). Итого 7 литров. Доливает 1 литр концентрата. Получилось 4,5 литра концентрата, 3,5 литра воды. Считаем отношение 4,5*100/8=56,5%. Т.о. добавив литр воды мы получили отношение 56,5%/43,5%. По температуре замерзания примерно -47 получится.
Друзья подсказали одну хорошую статейку, перекликается со статейкой Митяя, но более полная.
" Свойства антифризов
Для охлаждения двигателя автомобиля используют жидкости, которые имеют очень низкую температуру замерзания. Общее название таких жидкостей – антифриз.
В России для охлаждения двигателей долгое время применялась жидкость под названием «Тосол». И сейчас в разговоре часто все охлаждающие жидкости для простоты называют «тосолом».
В современной практике для охлаждения используют два вида Антифриза – на основе солей и на основе кислот. Для того, чтобы отличать различные охладители друг от друга, их окрасили в различные цвета – первые имеют синий или зелёный цвет, а вторые - красный. Выбор типа охлаждающей жидкости зависит от материалов, которые используются при изготовлении системы охлаждения двигателя.
В состав охладителя в качестве жидкой составляющей входят этилен или полипропиленгликоль. Так как первый из них очень токсичен, предпочтительнее применение антифриза на основе полипропиленгликоля, что и делается уважающими себя фирмами по производству охладителя.
На основании вышеизложенного ясно, что смешивать антифризы разных цветов является недопустимым. Для смены антифриза лучше произвести полную замену охладителя в соответствии с указанными производителем сроками.
Основные отличия антифриза G12 от G11
G12 - это окрашенный в красный, реже - в желтый цвет карбоксилатный антифриз. Характеризуется местным действием, то есть, если в системе образовалось коррозийное поражение, то присадки локализуют именно его. Это позволяет антифризу работать с достаточной эффективностью немалый срок - от 5 лет, и только тогда его присадки истощаются.
G11 - это силикатный антифриз. Его окрашивают в совершенно различные цвета - синий, зеленый, желтый, оранжевый, а раньше иногда встречался даже красный. Отечественный его аналог - это тосол. Он взаимодействует со всеми поверхностями системы, покрывая все части защитной пленкой. Потому срок его службы меньше - до трех лет.
Применяя сначала один из этих видов антифризов, а затем меняя его на другой, следует учитывать один нюанс. Залитый после тосола G12 сталкивается с проблемой старой защитной пленки и работает с гораздо меньшей эффективностью. Да и менять его будет необходимо уже через три года. А тосол, залитый после G12, мгновенно прекращает его действие. Потому пользоваться желательно всегда одной и той же маркой антифриза. И ни в коем случае нельзя смешивать эти две марки! С тосолом способен беспрепятственно смешиваться антифриз G12+, имеющий свойства как у G12. При смешивании страдает только срок его действия, падая до 3 лет, а в общем и целом смешивание дает приемлемые результаты.
Вообще, не стоит ориентироваться в антифризах по их цвету, как у нас обычно принято. Не стоит делить их на "тосол", "желтый антифриз", "зеленый антифриз", "красный антифриз". Вместо этого лучше внимательно прочитать их состав, подумать о их действии и совместимости с тем, что залито в данный момент.
Любой АНТИФРИЗ - это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды, красителя и пакета присадок.
Изначально это было наменклатурное обозначение антифриза специально разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти. Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР "Антифриза 156", они потребовали создать новый антифриз. ТОСОЛ - это аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим наменклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е. Тосол - это вид антифриза.
У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д. В 70-х годах европейскими производителями было решено создать классификацию ОЖ. Было разработано три класса.
G11 - используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.
G12 - используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.
G13 - используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги.
Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифферинцировать продукт для конечного покупателя. Взять к примеру оригинальный Хондовский антифриз - его изготавливают зеленого цвета (ну так им захотелось), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха. В общем не цепляйтесь к цвету, берите хоть синий антифриз главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды тем.кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов).
Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для хондовских движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя.
Про смешивание: допускается смешивать жижи классов G11 и G12 одного производителя. При этом возможно изменение цвета. В экстренных случаях (в дальней поездке за неимением других вариантов) можно смешать жижи разных производителей, но как можно быстрее заменить на свежую с полной промывкой. Из-за разного состава присадок они могут начать взаимодействовать и выпадать в осадок, ухудшая свойства ОЖ.
Про европейских производителей: сейчас 90% европейского рынка пакетов присадок занятой компанией BASF. Они уже ни один десяток лет изготавливают так называемый суперконцентрат для классов G11 и G12 (просто пакет присадок). Этот продукт имеет свою торговую марку Glysantin.
Такие производители как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil и т.д. приобретают басовский суперконцентрат, добавляют воду и этиленгликоль, фасуют в канистры и продают. :))). Тот же AWM также изготавливается из этого суперконцентрата. Так что, что кастроловский антифиз, что мобил, что awm - внутри одно и то же.
Можно ли смешивать антифриз разного цвета?
Антифриз - общее название охлаждающих жидкостей для автомобильных двигателей, а "тосол" - торговая марка отечественного антифриза. Из-за российского происхождения тосола многие предпочитают не заливать его в свои иномарки, и это зачастую оправдано - с тосолом больше вероятность купить подделку или просто некачественную жидкость. Впрочем, есть и много положительных отзывов о тосоле - здесь уже вопрос "тосол или антифриз" принимает черты вечных споров о вкусах.
Но кроме субъективных мнений водителей, тосол и антифриз отличаются составом и эксплуатационными характеристиками. Тосол более агрессивен по отношению к каналам системы охлаждения, поэтому содержит в своем составе силикат, осаждающийся на стенках каналов и защищающий их от коррозии. Антифриз менее агрессивен и потому силиката не содержит. Поэтому смешивание тосола с антифризом или замена одного на другое без промывки системы охлаждения может привести к коррозии или к появлению осадка, забивающего каналы, ухудшению качеств охлаждающей жидкости как таковой.
Различные виды антифриза имеют одну основу - этиленгликоль или пропиленгликоль + пакет присадок. (Кстати, не стоит пробовать антифриз на вкус - он обычно ядовит). Различаются же они такими параметрами, как смазывающие и антикоррозийные свойства, агрессивность по отношению к таким деталям, как сальники, прокладки, патрубки и пр., температура замерзания и кипения. Внешние же различия выражаются в разных цветах антифриза: красном, синем, зеленом. Цвет антифризу придают красители. Красители означают возможность смешивания антифриза одного цвета, но разных производителей. Например, при смешивании красного антифриза с красным он гарантированно не вспенится, не выпадет осадок. Впрочем, согласно отзывам владельцев машин, можно смешать и антифризы разного цвета - но результат этого смешения никто точно не предскажет.
Лучше всего купить антифриз стандарта G12 или G12+. Это жидкости, цвета которых могут варьироваться от желтого до красного цвета. Но вообще полагаться на цвет антифриза нельзя, нужно всегда смотреть на маркировку. Антифризы стандарта G12 могут без опасений смешиваться друг с сдругом (антифризы разных производителей) и с антифризами стандарта G11 (независимо от концентрации в них присадок). В общем ярко-красный антифриз G12+ можно смешивать с чем угодно (но перед этим убедиться, что это действительно G12+, а не просто красные чернила).
"
Если Вы покупаете концентрат, то его следует развести с дистиллированной водой. Пропорцию следует прочитать в инструкции на таре. Больше воды - выше температура замерзания (например при -10 может замёрзнуть).
Теперь мне всё понятно, суд вопросов больше не имеет.
Всем - Ба-а-ай!