Уря!
Высший арбитражный суд разрешил ввозить брендированные товары без согласия их производителей — так закончилось судебное разбирательство таможенников и импортера «Генезис» по поводу старого Porsche Cayenne.
На примере дела Porsche Cayenne судьи пытались выяснить, чьи права ущемляются: серых импортеров или правообладателей. Основной вопрос, который решался: можно ли считать автомобиль контрафактным, если он ввезен в Россию для перепродажи, но при этом без разрешения официального дилера. Как сообщила из зала заседания ВАС корреспондент Business FM Любовь Ширижик, представители таможни утверждали, что автомобиль с пробегом, купленный за пределами России и проданный здесь, является некачественным товаром. При этом если бы машина была ввезена для личного пользования, то факта нарушения не было бы.
Представители Porsche Russland, в свою очередь, не скрывали, что они борются против недобросовестной конкуренции со стороны «серых» импортеров. Представители самого «серого» импортера — компании «Генезис» — объясняли свои действия борьбой с мировыми корпорациями за право устанавливать цену: как правило, официальные дилеры повышают стоимость товара минимум на 10%.
«Основное в принятом решении Высшего арбитражного суда — это то, что «серые» дилеры получили подтверждение законности ввоза брендированных товаров без согласия производителя. Это возвращает нас в условия конкуренции между «серыми» и белыми импортерами, — заявил в интервью BFM.ru руководитель практики юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Денис Быков. — Обжаловать решение суда таможенные органы не смогут: Высший арбитражный суд является последней инстанцией, поставившей толчку в данном деле».
История судебной тяжбы по поводу битого Porsche Cayenne началась около года назад. Тогда московский арбитраж по иску таможни конфисковал у столичной фирмы «Генезис» автомобиль, купленный за 14 тысяч долларов в США. После этого «Генезис», ввозивший по 20 подержанных иномарок в год, свернул свой бизнес.
В России после небольшого ремонта автомобиль можно было бы продать за 70 тысяч долларов. Сейчас автомобиль находится на таможенном складе, но его цена упала, а таможенные платежи сильно выросли, — заявил директор фирмы «Генезис» Вадим Орлов: «Автомобиль становится на год старше и соответственно теряет в цене. Важно даже не это. Мы не знаем, каким образом определить таможенную стоимость — сейчас пошлина на эту машину резко возросла. Если тогда она составляла 18 тысяч долларов, то сегодня это уже 35 тысяч. Вопрос в том, кто будет платить за хранение автомобиля, и отдадут ли нам эту машину. Месяца 3 назад, она еще находилась на таможенном посту: вся черная и грязная. Но стояла еще там».
Таких случаев по всей стране очень много, — рассказал Business FM глава некоммерческого партнерства «Независимые импортеры» Михаил Кулябин. Но конфискованный товар почти никогда не возвращается: «Единственный случай был в Новороссийске, когда изъятые запчасти возвратили в ужасном состоянии, с повреждениями. Склад временного хранения — это частная организация при таможенном посту. Конечно, она заинтересована в том, чтобы товар хранился как можно дольше, и можно было бы выставить большие счета. Но они действуют незаконно, нахрапом».
«Скорее всего, выраженная позиция найдет отражение в совместном постановлении пленума ВАС и Верховного суда, в котором разъяснят, является ли нарушением закона импорт оригинальной продукции без разрешения владельцев бренда. Данная позиция пленумов станет обязательной для нижестоящих судов при рассмотрении подобных дел», — прокомментировал решение ВАС Денис Быков из компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры».