Второй год веду журнал измерений расхода. Всё в аккурат в табличку в экселе. Все измерения снимаю утром, когда еду на работу (7 часов утра - дороги почти пустые). Завсегда сначала прогрею ДВС до рабочей температуры, потом уже сбрасываю бортовой компьютер Multitronics и в путь.... По приезду на стоянку на работе, измерения записываю и в табличку.
Люди на форумах часто меряются абстрактными "расходами на баке". Считаю такие методы измерения в корне не верными. Почему? Да потому что расход у вас зависит от температуры забортного воздуха, чем холоднее тем дольше прогрев и выше расход, расход зависит от темпа движения - чем больше раз нажали на тормоз, тем выше расход, от оборотов двигателя - чем больше крутите - тем выше расход! Даже банально - дистанция до впереди идущего автомобиля и то на расход влияет, чем дальше дистанция тем реже приходится притормаживать чтобы не догнать его корму и значит меньше потери... Ну и ещё кучи факторов, включая состояние дороги и ветер...
Для себя вывел формулу учёта расхода. Вот мои правила, которые позволяют ну хоть немного объективную картину понять:
1) Замеры расхода надо проводить на одном и том же расстоянии, одной и той же загрузке, с одним и тем же водителем.
2) Замеры расхода надо проводить с помощью бортового компьютера на откалиброванном баке. Например последний раз у меня мой БК показал на заправке остаток 17 литров, я заправил 43. Общий объём бака 60 литров. Это значит учёт точный. Расхождения показаний БК расстояния и навигатора не превышают пределов погрешности и обычно на дистанции до 30 км по прямой не различаются.
3) Заправляться следует на одной и той же заправке одним видом топлива. Чтобы избежать разброса параметров. Я заправляюсь на РосНефь (та что в Шелехове).
4) Во время движения по эталонному маршруту нагрузка на дороги должна быть минимальной (чтобы исключить фактор пробок). Лучше всего измерять рано утром, либо поздно вечером когда транспорта на улице мало. Я еду в 7 утра - отличное время.
5) Двигаться следует в одном режиме, не сильно отклоняясь от него. Я например пытаюсь держать 2-2,5 тысячи оборотов (максимум 3) и скорости 60-70 в городе и 80-110 на трассе. Когда существенно отклоняюсь от этих параметров - измерения бракую. Такое происходит не часто но бывает, то едешь за большегрузом 40 км в час, то непогода меняет режим движения, то авария на дороге создаёт пробку. Такие изменения надо исключать.
6) Перед началом измерений ДВС следует прогреть до рабочей температуры, сбросить показания БК и в путь. Так мы минимизируем "сезонный" фактор. Согласитесь ведь зимой время на прогрев ДВС нужно больше и значит больше будет расход.
7) Вместе с расходом следует учитывать среднюю скорость (время движения) и температуру забортного воздуха.
Вот если соблюдены все семь пунктов то можно рассчитывать на некоторую объективность. Конечно нужно заполнять много результатов и потом делать выводы.
Теперь совет, выведенный опытным путём как на вариаторе ездить экономичнее - запомните не нужно "тошнить" ("пенсионерить") с перекрёстка как на автомате. (Равно как и не нужно рвать как ненормальный). Опытным путём я понял, что на варике энергетически выгоднее тронуться динамично (2-2,5 тысячи оборотов не более обычно позволяют уйти с перекрёстка в первых рядах) а затем достигнув необходимой скорости держать её легким "поглаживанием" педали газа (1700-1800 оборотов ДВС). На вариаторе это делать вообще не сложно - ведь передача момента происходит плавно и наиболее эффективно. По трассе наиболее выгодная скорость 90-110 км в час, выше начинается рост расхода. По городу наиболее энергоэффективная скорость 60-70 км в час (по прямой естественно).
Прошлой осенью, сменил масло в вариаторе с Nissan NS-1 на NGN CVT Fluid. Сменил не по доброй воле, а по причине купленной подделки ("оригинальное масло" NS-1 после пробега в 4000 км расслоилось на две фракции при тестировании и визуально представляло жалкое зрелище - во многом хуже слитой ранее отработки с пробегом в 60 тысяч. Тогда то я и узнал что масло в "оригинальных" канистрах подделывают на фабриках в Китае со всеми иероглифами). На сегодняшний день пробег на NGN CVT Fluid составил более 15 тыс км. Впечатления самые положительные. Пробы масла брал недавно - оно конечно потемнело немного (как и должно быть) но прозрачное и чистое.
2000 км назад залил в вариатор состав Супротек МКПП (предварительно слив находящееся в составе масло на NGN CVT Fluid (по рекомендации спецов). Что касается ДВС то он уже в четыре раза обработан составом Супротек Универсал-100. Общий пробег более 24 тыс км.
Собственно последний обработки пришлись на зимне-весенний период и цифры менялись день ото дня (то снег выпадет в размере месячной нормы за сутки, то непогода, то смена резины). Наконец погода устаканилась и представилась возможность провести эталонный замер расхода в режиме "по трассе". Ездил тут я на выходных за летней резиной в г.Ангарск (примерно 40 км от Иркутска). Получилось 14 км по городу + трасса 40 км. После прогрева ДВС бортовой компьютер сбросил и начал движение. Резина летняя, трасса сухая, погода безветренная, солнышко светит - одно удовольствие короче говоря
Вот результат.
Фотка делалась на заглушенном двигателе. У кого нет Мультитроникса поясню Верхняя строчка слева направо: Моментальный расход (прочерк ибо двигатель заглушен), пройденное расстояние 54,2 км, температура ДВС (прочерк ибо двигатель заглушен), максимальная скорость на последнем километре 52 км в час
Вторая строчка: Расход по маршруту 7,4 литра на 100 км, время движения 55 минут, расход в абсолютных литрах 4 литра, остаток в баке 42 литра.
Третья строчка: обороты двигателя (заглушен), напряжение АКБ 13 Вольт, температура за бортом 16 градусов, прогноз пробега на остатке бака 570 км.
Прямо скажу. Расход не просто порадовал. Он удивил. Такого расхода на своей либе я ещё не видал. Что греха таить я ездил на разных минивенах (Ипсум, Одиссей) но меньше 8-8,5 литров по трассе не видел ни разу. А тут в смешанном режиме (правда по городу без пробок) - 7,4 литра на сотку. Неплохо для двухтонного пепелаца верно? Обратно ехал и специально замечал моментальный расход на прямых участках.... Что я вам скажу, 7 литров расход по трассе для Либерти на QR20 и вариаторе вполне достижимая вещь
С чем связана? Ну кроме обработки вариатора и ДВС составами Супротек в общем ничего не делал, кроме доработки массы двигателя. Ацетон в бензин не добавлял - уже второй бак езжу на чистом. В салоне был я один, дополнительный комплект летних колёс молчаливо составлял мне компанию в багажнике.
Режим движения по трассе держал описанный выше. Скорость по трассе 80-110 км в час в зависимости от ограничения и рельефа дороги. Дорога по большей части без существенных подъёмов и спусков, они есть конечно но достаточно пологие (по сравнению с Байкальскими). Местами дорога изобилует ямами, хотя и не очень большими, но на жёсткой либовской подвеске проходить эти ямы хорошо, кроме шума другие неприятные последствия отсутствуют.
Для себя понял три вещи:
1) При должном обслуживании и грамотной эксплуатации QR20 творит чудеса. Хороший двигатель.
2) Бортовой компьютер абсолютно незаменимая вещь на любой машине, особенно если хотите вести измерения.
3) Составы Супротек работают. Причём это уже далеко не уровень "ощущений", а замеры и уже не первый год.
Лишний раз убедился что нельзя верить всему что пишут критики (а точнее "критиканы") в Интернете. Даже если они прикрываются маститыми именами. Я конечно согласен что на рынке автохимии наверное 70% бесполезных или даже вредных "приправ", но как гласит народная мудрость "главное с водой и ребёнка не выкинуть"...
За сим заканчиваю, а то и так что-то я расписался после праздников майских